
Лицо искусства: Кто стоит на культурной сцене страны
Мы ходим на спектакли и концерты, любуемся героями и увлекаемся захватывающими сюжетами, но от наших глаз остаются скрыты не менее увлекательные истории жизни и творчества самих артистов. И в каждой такой истории прослеживается общая мысль: для людей искусства их родная сцена — не просто культурная достопримечательность. Это место силы и пространство, где они изо дня в день оттачивают своё мастерство и закаляют характер, чтобы дотронуться до сердец зрителей.
Чтобы в любой момент и в разных ракурсах полюбоваться местами, где происходит магия творчества, в Яндекс Картах появились цветные трёхмерные модели знаковых мест Казахстана. А мы приоткрыли кулисы нескольких из них: ГАТОБ, Астана Оперы и Центрального концертного зала «QAZAQSTAN», — и поговорили с их артистами о рабочих буднях, насыщенном творческом пути и особенностях профессии.
Шұғыла Әдепхан
солистка балета театра Астана Опера
Случаются ли непредвиденные случаи во время выступлений?
Да, конечно. Бывают такие ситуации, когда ты не можешь на сцене что-то незаметно подправить или убрать. Приходится просто подстраиваться. Один такой случай произошел во время исполнения партии Эсмеральды на премьере балета «Собор Парижской Богоматери». Во втором акте у меня отклеилась накладная ресничка и застряла прямо посередине глаза. А до окончания спектакля было еще полчаса. Пришлось так и танцевать оставшееся время. Смогла ее вытащить и выбросить за кулисы только, когда мы уже шли на поклон.


Каково быть солисткой Астана Оперы?
Большая честь работать в этом театре с такими профессиональными педагогами и хореографами. Приятно, что здесь очень хорошие условия для артистов балета, оперы и всех работников театра. Для нас, людей творчества, это очень важно, ведь мы трудимся здесь каждый день, отдавая себя полностью. Далеко не во всех известных театрах с мировым именем есть такие условия, как у нас, и такая сцена. Сцена — для нас особое место. Каждый выход на нее — это праздник, не сравнимое ни с чем чувство.
Я очень люблю свою работу за ту кропотливость, которая кроется за легкостью и эстетическим удовольствием. Люблю то, что мы как люди искусства можем трогать сердца зрителей. Это огромная ответственность, честь и удовольствие — работать в театре Астана Опера.

Джамиля Баспакова
оперная певица ГАТОБ
Что значит для вас быть артистом?
Думаю, что артист — это, прежде всего, призвание. Я с детства обожала театр: мы разыгрывали представления во дворе, где микрофонами были скакалки, а роль конферансье исполняли бабушки. Позже я загорелась музыкой, окончила музыкальную школу, потом училище и консерваторию. За всё это время ни разу не было сомнений, какой путь выбрать — я настолько болела академическим вокалом, что это было сродни религии. Для меня театр — это храм. И с первого дня работы я никогда не забывала, что прихожу сюда служить.
Еще я считаю, что быть артистом, солистом — значит быть лидером, вы должны обладать яркой харизмой. На сцене нужно излучать такую уверенность, чтобы публика вам верила. Здесь очень важна психологическая составляющая — характер должен быть как кремень. Мне педагог всегда говорила: «Сцена — это лакмусовая бумажка». Она выявляет истинные качества человека. На ней сразу видно ваше нутро и ваше отношение к зрителям.


С чем сталкивается оперный вокалист в своей работе?
Наша работа очень многогранна, и нужно научиться выступать безупречно в любых условиях. Во всех наших спектаклях очень яркие и, зачастую, громоздкие костюмы. Мои платья, расшитые камнями, иногда весили по десять килограммов! А ещё бывают оперы, когда на головах артистов сооружают невероятные многоуровневые парики разных форматов. К примеру, в опере Моцарта «Похищение из сераля» у меня на голове был парик объемом 50 сантиметров с множеством буклей, и к нему добавляли сады, корабли и даже фруктовницы, как в исторических фильмах.
Также во время гастролей бывают сложные климатические случаи. Например, в Астрахани была страшнейшая жара под 45 градусов, и очень высокая влажность. В какой-то момент я даже перестала видеть дирижера, потому что глаза заливал грим. Плюс из-за духоты были открыты все окна и двери. Залетали мошки, комары, все что угодно. Делаешь вдох — и всасываешь в себя насекомых, как пылесосом. Но даже если что-то застряло — не отвлекаешься, продолжаешь играть роль.
Мы выступали и в северных городах, где температура минус 30 градусов. Смотришь наверх, а крыша зала прохудившаяся, и снег падает на тонкий костюм из шифона. Но настоящему профессионалу даже такое не мешает чувствовать музыку, слушать партнера и уверенно петь.

Тимур Омаров
певец и конферансье ЦКЗ «QAZAQSTAN»
В чем заключается работа конферансье?
Конферансье — своего рода связующее звено между публикой и артистами. Моя работа заключается в том, чтобы поддерживать динамику и атмосферу мероприятия. Я представляю артистов, объявляю номера и отвечаю за плавный переход между выступлениями. Очень важно уметь импровизировать, быть остроумным и внимательным к настроению зала.
Моя деятельность — это моя страсть и жизненное призвание. Я люблю свою работу за то, что она разнообразна: каждый концерт и мероприятие по-своему уникальны. У меня есть возможность выражать себя, делиться эмоциями и искусством с публикой, радовать и вдохновлять зрителей, — это ли не счастье.


Каково это — выступать на самой большой концертной площадке Казахстана?
Невероятное чувство. Я благодарен этой сцене, потому что каждый раз выходя на нее, я наполняюсь энергией. И это во многом помогает мне в жизни. Здесь особая атмосфера. И я очень горд, что этот замечательный зал является одним из самых красивых и больших залов в мире. Спроектировал его итальянский архитектор Манфреди Николетти и изящно назвал «цветком пустыни». Основное отличие здания — атриум, который создан в виде домбры. У зала уникальная акустическая система: построенные по итальянской технологии 22 лепестка-распределителя доводят звучание концерта до идеала. Поэтому этот зал уникальный во всех смыслах.

В Яндекс Картах в рамках партнерства с Kazakh Tourism появились трёхмерные модели достопримечательностей Алматы и Астаны. Объёмные макеты зданий и памятников позволят туристам познакомиться со знаковыми местами Казахстана, а их жителям — взглянуть на них с новых ракурсов.
Например, в Астане можно рассмотреть монумент «Байтерек», театр «Астана Опера», Центральную мечеть, международный выставочный центр Expo. Среди 3D-моделей Алматы — гостиница «Казахстан», ГАТОБ, телебашня «Коктобе», комплекс «Медеу», Вознесенский кафедральный собор.
Чтобы увидеть 3D-модель, нужно найти объект на карте, приблизить и нажать на кнопку 3D в правом углу экрана. Также можно вращать карту и рассматривать объект с разных сторон.